Трассирование каналов на косогорах требует особой тщательности, а на крутых, оползневых и скальных участках представляет собой сложную инженерную задачу.
На устойчивом косогоре трассу канала желательно вести по пологому склону в минимальной выемке, а при надежном грунте — в полувыемке- полунасыпи. На крутом, но устойчивом склоне с низовой стороны лучше устраивать стенку.
На скальных склонах ведение трассы канала особенно затруднительно: на голых склонах трассу в большинстве случаев ведут в полувыемке с ограждающей низовой стенкой, а при наличии на скале наносного слоя со второй оградительной стенкой, задерживающей рыхлые грунты от оползания в канал. При очень крутых, почти отвесных склонах и прочных породах канал можно протрассировать в полутуннеле. Откосы и дно живого сечения канала покрывают выравнивающей облицовкой, если это необходимо в противофильтрационных целях или выгодно экономически (уменьшение шероховатости).
При неустойчивом склоне надо проверить возможность оползания склона выше канала вследствие его подрезки и оползания низовой части склона, насыщенной фильтрационными водами (от чего можно избавиться, экранируя ложе канала). Уменьшение подрезки верховой части склона может вызвать оползание низовой части под нагрузкой ограждающей дамбы или стенки. Если эта опасность реальна, надо переходить к более дорогим решениям: устройству лотка или туннеля в надежной зоне склона или канала в насыпи у подножья склона. Выбор лучшего решения делают путем технико-экономического сопоставления вариантов.
Косогорные участки трассы требуют защиты от атмосферных вод, стекающих с вышерасположенной части склона, и от осыпей горных склонов, могущих заваливать канал. Первое достигается нагорными канавами, которые организованно отводят атмосферные воды в канал, если это не вызывает его заиления, или, что лучше, сбрасывают их при помощи дюкеров, или лотков в пониженные места русла, или долины, пересекаемые кана-лом.