Бетонные и железобетонные облицовки повышают пропускную способность канала (малая шероховатость), защищают ложе от размыва течением, снижают потери на фильтрацию из каналов и поэтому являются наиболее совершенными и распространенными. Возможность широкой механизации работ делает бетонные и железобетонные облицовки при наличии на месте гравия или камня для бетона достаточно экономичными. Толщину бетонной облицовки, ее тип, заложение откоса, марку бетона выбирают в соответствии с требованиями ГОСТ 4795—68, 4797—69 и СН 55—59 в зависимости от глубины воды в канале и грунта ложа канала. Как правило, бетонные облицовки устраивают на прочных и устойчивых (непросадочных) грунтах.
Монолитные бетонные облицовки выполняют на месте в виде слоя бетона толщиной 0,064-0,2 im, чаще 0,1-0,12м, для чего предварительно откосы и дно канала планируют и покрывают слоем дренирующей подготовки 0,1 м из гравия, щебня или крупнозернистого песка. В зоне образования ледяного покрова облицовка утолщается на 50-г-75%. В каналах, проходящих в глинистых грунтах, подверженных зимой пучению, дренирующий слой подготовки (называемый «шубой») утолщается до 0,3-0,5 м. Весь процесс бетонирования русла каналов механизируется, для чего применяют специальные машины. Бетонирование откосов с заложением 1 : 1,25 и более пологих производят без опалубки, более крутые откосы требуют опалубки, так как без нее свежеуложенный бетон оплывает.
Железобетонные облицовки отличаются от бетонных меньшей толщиной, но благодаря наличию арматуры (армирование 0,2— 0,4%) обладают большей сопротивляемостью растягивающим усилиям. Они особенно целесообразны на грунтах деформирующихся, малоустойчивых, в частности лёссовых и пучинистых.
Температурные колебания могут вызвать появление трещин в облицовке. Во избежание этого в ней устраивают швы. При этом следует помнить, что швы в облицовке являются основными путями потери воды на фильтрацию, так как они нарушаются даже при относительно небольших деформациях грунта. Температурно-уса-дочные швы в монолитных облицовках устраивают сквозными через 10-12 м. Устройство угловых продольных швов по дну канала возможно, но не рекомендуется. Чтобы избежать появления трещин, сопряжение покрытия откосов и дна производят плавно, по радиусу R.
Делают различные типы швов, обеспечивающие достаточную водонепроницаемость: шов впритык с упругой прокладкой из толя, дерева и т. п. или промазкой асфальтовой мастикой — простой в выполнении, но иногда фильтрующий при разнице в осадках секций; шарнирный шов, отличающийся от предыдущего наличием тонкой бетонной полосы, — прост и удобен при машинном бетонировании; «штрабной» шов и шов с перекрытием профильной резиной и прокладкой листов фанеры, обернутых толем (канал Северный Донец — Донбасс). Швы в железобетонных облицовках устраивают на больших расстояниях, чем в бетонных, или они совсем отсутствуют. В последнем случае рекомендуется при бетонировании через каждые 15-20 м оставлять временные поперечные швы шириной 0,5 м, которые заделывают бетоном по окончании усадки бетона в уложенных секциях облицовки, скошенные края последних промазывают асфальтовой мастикой.