Строительно-производственные условия, в частности способ выемки грунта, также влияют на выбор трассы канала. Выемка грунта может осуществляться: 1) механическим путем; 2) гидромеханическим; 3) взрывным способом; 4) саморазмывом. Наиболее распространен в настоящее время ввиду -своей универсальности механический способ, при котором профиль канала разрабатывается с помощью крупных землеройных механизмов, таких, как шагающие экскаваторы, драглайны и др. Применение -высокопроизводительного и экономичного способа разработки профиля канала методами гидромеханизации обычно осуществляется на низинных участках трассы, лежащих в поймах рек, и редко — на водоразделах, так как в последнем случае требуется проведение дорогостоящих и длительных по времени подготовительных работ..
Взрывной способ выработки профиля канала применяют на участках, имеющих выходы скальных пород или в зимних суровых условиях (канал Иртыш—Караганда, где глубина промерзания достигла 2-З м). В условиях труднодоступной местности взрывной способ прокладки канала на полный профиль оказывается иногда.
экономичным и при прохождении трассы в мягких грунтах. При методе саморазмыва вначале с помощью землеройных механизмов по трассе канала прокладывают пионерный канал, площадь сечения которого во много раз меньше площади сечения проектного профиля. Затем по пионерному каналу пропускают воду, которая размывает ложе канала и выносит продукты размыва.
Разработанные варианты сравнивают по их технико-экономическим показателям и выбирают оптимальный. Трассу выбранного варианта разбивают на местности, где она уточняется, после чего окончательно закрепляют.
Трасса канала (ось его в плане) обычно состоит из прямых и криволинейных участков. Последние не следует делать малыми радиусами в плане, так как это ведет к излишним потерям напора, местным увеличениям скоростей течения, а зимой — к ледовым заторам.